А. П. Лопухин. Толковая Библия. Книга Бытие

 

Глава 25

Дети Авраама от Хеттуры

Быт.25:1. И взял Авраам еще жену, именем Хеттуру.

Этот новый брак, по-видимому, состоялся уже после смерти Сарры; хотя, впрочем, он мог быть заключен и при ее жизни, так как Хеттура и ее потомство, так же, как и Агарь с ее потомством, не имели всей полноты прав законного супружества, с каковою единственно оставались супружество с Саррой и потомство от нее.

Быт.25:2. Она родила ему Зимрана, Иокшана, Медана, Мадиана, Ишбака и Шуаха.

Шесть сынов Хеттуры были родоначальниками целого рода новых кочевых племен Аравии; но имена этих племен, за исключением только разве мадиоанитян, остались почти неизвестными в последующей библейской истории.

 

Раздел его имущества

Быт.25:5. И отдал Авраам все, что было у него, Исааку [сыну своему],

Единородному сыну единственно полноправной жены – Сарры, Авраам передает все свои как духовные, так и материальные блага (Быт.21:10, 24:36).

Быт.25:6. а сынам наложниц, которые были у Авраама, дал Авраам подарки и отослал их от Исаака, сына своего, еще при жизни своей,

Вот мудрое предсмертное распоряжение Авраама: он не оставляет без некоторого обеспечения и детей своих наложниц; но в то же время удаляет их от Исаака, заблаговременно показывая этим, что они не имеют части в имени, законного наследника.

на восток, в землю восточную.

Под этим именем, обыкновенно, понимают Аравию, жители которой, вообще, назывались «бене-кедем» – «сыновья востока» (Суд.6:3; 3Цар.4:30; Иов.1:3). Впоследствии они получили арабское имя «шаркиин», т. е. восточные, откуда возникло и слово «сарацины».

 

Смерть и погребение Авраама

Быт.25:7–8. Дней жизни Авраамовой, которые он прожил, было сто семьдесят пять лет; и скончался Авраам, и умер в старости доброй, престарелый и насыщенный [жизнью], и приложился к народу своему.

Образное и сильное выражение, показывающее на исполнение Авраамом своего жизненного предназначения, о чем впоследствии в подобных же, только более ясных, словах говорит о себе и апостол (2Тим.4:7–8). Последняя мысль данного текста имеет особенно важное значение, поскольку она характеризует собою существование веры в загробное бессмертие души даже и в тот отдаленный патриархальный период (ср. Втор.32:50 и 3Цар.2:10).

Быт.25:11. По смерти Авраама Бог благословил Исаака, сына его.

Сказав еще отцу его Аврааму, что «завет Мой Я утвержу с Исааком» (Быт.17:19, 21), Бог теперь, по смерти Авраама, преподает ему Свое особое благословение, т. е. выделяет его, как родоначальника и представителя избранного народа.

 

Потомство Измаила и его смерть

Быт.25:12–16. Вот родословие Измаила, сына Авраамова, которого родила Аврааму Агарь Египтянка, служанка Саррина; и вот имена сынов Измаиловых, имена их по родословию их: первенец Измаилов Наваиоф, за ним Кедар, Адбеел, Мивсам, Мишма, Дума, Масса, Хадад, Фема, Иетур, Нафиш и Кедма. Сии суть сыны Измаиловы, и сии имена их, в селениях их, в кочевьях их. Это двенадцать князей племен их.

Это – начало нового раздела (toldoth) родословия потомства побочного сына Авраамова Измаила. Хотя имена этих новых родоначальников арабских племен, в большей своей массе и остаются неизвестными для нас, тем не менее в самой цифре их нельзя не видеть исполнения того пророчества о двенадцати князьях от Измаила, которое было дано гораздо раньше (Быт.17:20).

Быт.25:18. Они жили от Хавилы до Сура, что пред Египтом, как идешь к Ассирии.

Основываясь на этих географических указаниях, а равно как и на предшествующем контексте (Быт.10:7, 20:1), территорию измаильтян мы должны будем определить по берегу Персидского залива и в горной части Аравийского полуострова.

Быт.25:19. Вот родословие Исаака, сына Авраамова. Авраам родил Исаака.

Начало нового раздела – родословная таблица Исаака, служащая заголовком целой истории его жизни, оканчивающаяся только 35-ой главой Бытия.

 

Молитва Исаака о разрешении неплодства Ревекки

Быт.25:21. И молился Исаак Господу о [Ревекке] жене своей, потому что она была неплодна; и Господь услышал его, и зачала Ревекка, жена его.

«Митр. Филарет замечает, что самые благословенные рождения часто предшествуемы были неплодством: напр., рождение Исаака, Иакова, Иосифа, Симеона, Самуила, Иоанна Крестителя. Весьма вероятно, что Богу угодно прежде очистить и утвердить веру и упование тех, которым даруется благословенный плод чрева. Кроме того, сила Божия в немощи совершается, т. е. в то время, когда появляется ослабление сил природы, тогда действует для исполнения целей премудрости благодать Божия» (Властов).

Быт.25:22. Сыновья в утробе ее стали биться, и она сказала: если так будет, то для чего мне это?

Митр. Филарет, основываясь на различных библейских переводах, хочет видеть здесь выражение некоторой боязни со стороны Ревекки за свою жизнь. Но нам кажется, удобнее и сообразнее с контекстом находить здесь другой, более высокий смысл – именно желание матери узнать судьбу того ее потомства, которое теперь даруется ей Богом, после стольких лет бесплодия, и очевидно, не без особенных, высших целей божественного Промысла.

И пошла вопросить Господа.

Из самого текста не видно, каким путем происходило это вопрошение Господа; поэтому одни думают, что Ревекка обратилась к какому-либо из благочестивых патриархов – Симу, Аврааму, Мелхиседеку, Еверу, или даже к Исааку (Быт.27:46), другие полагают, что она могла сделать это непосредственно в молитве или жертвоприношении.

Быт.25:23. Господь сказал ей: два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему.

Во внешней форме этого стиха усматривают параллелизм мыслей – отличительную черту еврейской поэзии; во внутреннем же, существенном содержании видят пророчественное откровение будущей судьбы потомства обоих имеющих родиться близнецов. Эта судьба не совсем обычна: здесь старшему обещается большая сила и внешнее могущество, и однако же он, в конце концов, подчиняется младшему. И последующая история оправдала данное пророчество: хотя дом Исава действительно был сильнее и многолюднее, чем дом Иакова, при возвращении его из Харрана (Быт.32:11), и потомство Исава раньше получило старейшин и царей (Быт.35:1), однако со временем Давид покорил идумеян (2Цар.8:14; 3Цар.11:1), а Иорам и Амасия жестоко даже наказали их за попытку освободиться (4Цар.8:16–23, 14:7).

 

Рождение двух близнецов Исава и Иакова

Быт.25:24–25. И настало время родить ей: и вот близнецы в утробе ее. Первый вышел красный, весь, как кожа, косматый; и нарекли ему имя: Исав.

Волосатый покров кожи первенца Ревекки дал основание назвать его Исавом, а красноватый цвет его послужил причиной и другого имени Исава – Едом, что значат «красный».

Быт.25:26. Потом вышел брат его, держась рукою своею за пяту Исава; и наречено ему имя Иаков.

И имя второго сына Ревекки – Иаков случайного происхождения произошло оно от обстоятельств его рождения – именно от того, что он явился на свет, держась за пяту старшего брата, как объясняет это сам Исав (Быт.27:36).

 

Различие в их характере и образе жизни

Быт.25:27–28. Дети выросли, и стал Исав человеком искусным в звероловстве, человеком полей; а Иаков человеком кротким, живущим в шатрах. Исаак любил Исава, потому что дичь его была по вкусу его, а Ревекка любила Иакова.

Что кроткий, женственный Исаак больше любил энергичного и сурового Исава, а деятельная и пылкая Ревекка предпочитала тихого и скромного Иакова – это глубоко верно психологически. Не скрывает Библия также и того, что предпочтение Исааком старшего сына Исава носило и несколько эгоистический характер. Хотя и безотносительно к этому, оно было вполне естественно и понятно, так как Исав был первенец, а на первенцах обычно покоились все лучшие упования и надежды.

 

Исав продает свое первородство

Быт.25:30. И сказал Исав Иакову: дай мне поесть красного, красного этого, ибо я устал.

Повторение одного и того же слова выражает здесь особенную настойчивость и силу желания, свидетельствующую о необыкновенном голоде Исава. Относительно же самого блюда, возбудившего такой аппетит усталого охотника, знатоки Востока говорят, что это была чечевичная похлебка красного цвета, очень ценимая и доселе по своему запаху и вкусу.

Быт.25:31. Но Иаков сказал [Исаву]: продай мне теперь же свое первородство.

Как бы мы ни старались обелить в данном случае Иакова, но все же в его поступке остается нечто недостаточно благородное, извиняемое разве только полным пренебрежением Исава к своему праву (Быт.25:34).

Быт.25:33. Иаков сказал [ему]: поклянись мне теперь же. Он поклялся ему, и продал [Исав] первородство свое Иакову.

Хотя права первородства окончательно были установлены лишь в законе Моисеевом (Чис.3:12, 8:17 и др.), но несомненно, что на практике эти привилегии существовали гораздо раньше. Главное же значение первенцев состояло в том, что они являлись носителями и обладателями тех благословений и обетований, какие были даны Богом еще Аврааму и подтверждены Исааку (Быт.12:2–3, 13:15–16, 17:21 и др.). Но для восприятия этих обетований нужна была сильная и горячая вера; ее-то именно и недоставало у Исава, почему Бог и попустил ему утратить это высокое право и передать его более достойному.

Быт.25:34. И дал Иаков Исаву хлеба и кушанья из чечевицы; и он ел и пил, и встал и пошел; и пренебрег Исав первородство.

Всем этим Исав ясно обнаружил свое полное пренебрежение к духовному благу первородства, так как интересы чувственной природы у него стояли гораздо ближе высших, духовно-религиозных интересов. В истории Исава и Иакова мы получаем новый пример того, как совершилось постепенное выделение и как бы очищение богоизбранного семени, в духовном родстве с которым состояли лишь герои веры, т. е. люди, прославившие себя горячей верой в обетование и высоким религиозным одушевлением (Евр.11:1–20).